Goszakupka
Подписывайтесь на наши каналы:    
Курс для заказчиков

Бюджетный заказчик в Узбекистане: права, обязанности и организация госзакупок

09.08.2019 | 228 |

Закон Республики Узбекистан №472 от 09.04.2018 «О государственных закупках» устанавливает ряд положений, касающихся бюджетных заказчиков. В этой статье представлен материал, разъясняющий эти положения.

Здесь даны ответы на вопросы о том, кто относится к государственным бюджетным заказчикам в системе госзакупок Узбекистана, какими правами они наделены, как осуществляется организация таких закупок, и на какие виды они подразделяются.

Кто относится к бюджетным госзаказчикам

Бюджетными заказчиками в РУз могут быть:

  • государственные органы, представляющие собой структуры госаппарата, созданные для реализации функций государства и наделенные полномочиями власти;
  • бюджетные организации, являющиеся некоммерческими организациями, созданными по решению госорганов и содержащиеся за счет средств госбюджета;
  • получатели бюджетных средств, направляемых на выполнение закупок, представляющие собой юридические или физические лица без статуса бюджетной организации;
  • государственные целевые фонды, являющиеся финансовыми ресурсами, созданными для финансирования госпрограмм (например, внебюджетный Пенсионный фонд при Минфине или Фонд содействия приватизированным предприятиям при Госкомконкуренции).

Как организовать госзакупки бюджетному заказчику

Процедура осуществления государственных закупок бюджетным заказчиком состоит из четырех этапов, регламентированных гл.4 ст.21 Закона:

  1. Планирование госзакупок;
  2. Выполнение закупочных процедур;
  3. Заключение и исполнение договора;
  4. Мониторинг госзакупок.

Рассмотрим, какие действия выполняют бюджетные госзаказчики на каждом из этих этапов.

Планирование государственных закупок

На данном этапе бюджетные заказчики в Узбекистане решают следующий комплекс задач:

  • разработка и утверждение Положения о закупочной комиссии;
  • создание отдела по закупкам или выбор ответственного сотрудника;
  • составление должностной инструкции для ответственного сотрудника;
  • разработка и публикация Правил этического поведения работников;
  • получение электронной подписи для ответственного сотрудника;
  • регистрация в Специальном информационном портале госзакупок (СИП);
  • разработка плана-графика закупок на квартал или календарный год;
  • выработка единой методологии определения стартовой цены;
  • планирование действий в зависимости от выбранного вида и способа закупок;
  • разработка порядка проведения аудита государственных закупок.

Выполнение закупочных процедур

Эти функции возложены на ответственных сотрудников. В их обязанности входит выбор способа и вида закупки.

Заключение и исполнение договора

Бюджетный заказчик заключает договор о госзакупке, регистрирует его в СИП и исполняет договорные условия. Важно отметить, что поставки товара (выполнение работ, оказание услуг) не должны начинаться без составления договора и его включения в реестр СИП.

Мониторинг государственных закупок

В целях соблюдения сторонами требований Закона осуществляется регулярный мониторинг госзакупок. Его могут проводить уполномоченные госорганы или граждане, органы самоуправления, зарегистрированные СМИ и некоммерческие организации. На этом же этапе рекомендуется провести аудит системы государственных закупок, позволяющий выявить недочеты и устранить их.

Виды госзакупок для бюджетных заказчиков

Закон определяет пять видов государственных закупок, допустимых в Узбекистане. Сюда относятся электронный магазин, аукцион, конкурс, тендер и закупки у единого поставщика. Осуществление госзакупок может выполняться конкурентным или неконкурентным способами. Выбор подходящего из них зависит от специфики товаров, работ или услуг; и их объемов в денежном эквиваленте. В некоторых случаях возможно осуществление госзакупок по прямому договору.

Далее приведена таблица, в которой детально охарактеризован каждый из видов закупок по таким пунктам, как условия проведения, критерии оценки и пороговые значения по объему.

 

Таблица. Виды государственных закупок для бюджетных заказчиков

Виды закупки

Условия проведения и критерии оценки

Пороговые значения для бюджетных заказчиков (МРЗП)

Электронный магазин

Цена для товаров (работ, услуг)

Товары: не более 25 по одному договору, но не более 2500 в год.

Работы, услуги: не более 25 для одного заказчика

Аукцион на понижение стартовой цены

1.Цена товаров

2.Специфика товаров

Только товары: менее 2500

Конкурс

 

Цена и соответствие условиям конкурса (тендера)

Товары: 2500 – 6000.

Работы (услуги): 25 - 6000

Тендер

Товары, работы (услуги): свыше 6000

Государственная закупка у единого поставщика

1.Согласно перечню случаев (ст.67 Закона)

2.Участник должен входить в реестр единых поставщиков

Отсутствуют

Права, обязанности и ответственность бюджетных заказчиков

Осуществляя свою деятельность, бюджетные госзаказчики руководствуются следующими правовыми и нормативными актами:

  • Бюджетный кодекс;
  • Положение о Казначействе (утверждено постановлением Кабмина №53 от 20.03.2007г);
  • Положение о порядке составления, утверждения и регистрации смет расходов (утверждено приказом министра финансов №2634 от 15.12.2014г).

Этими документами установлены следующие обязанности:

  • составление бюджетной заявки на три года;
  • размещение объявлений в СИП как минимум за 10 дней до начала закупок, но не позднее 10 декабря текущего года;
  • активация объявления с момента получения Казначейством Минфина уведомления о наличии средств;
  • регистрация всех смет расходов, подтвержденных электронной подписью, в инфосистему министерства финансов (для регистрации используется программный комплекс «UzASBO»).

Справочная система по государственным закупкам

Наши каналы

  
Рубрики