В чем специфические особенности бюджетных организаций
Финансы в бюджетных организациях имеют свои специфические особенности, которые вытекают из законодательства о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, инструкций по бухучету в бюджетных организациях, других нормативных документов по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их специфики.
Бюджетные организации создают органы госвласти, чтобы осуществлять управленческие, социально-культурные, научно-технические либо иные функции некоммерческого характера. Бюджетные организации финансирует соответствующий бюджет на основе сметы доходов и расходов. Как правило, бюджетные организации не имеют доходов для покрытия своих расходов.
Бюджетные организации ᴎϲᴨользуют бюджетные средства только в ϲȯответϲтвии с утвержденной сметой доходов и расходов и ведут учет бюджетных средств по бюджетной классификации. Бухучет в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, это:
- организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;
- контроль исполнения сметы доходов и расходов;
- переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;
- выделение в учете кассовых и фактических расходов;
- отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).
У бюджетных организаций особенные взаимоотношения с финансово-кредитной системой. К примеру, бюджетные организации вправе самостоятельно заключать договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетного финансирования. При этом средства зачисляют на единый счет казначейства, с которым непосредственно работают банки. Расчетные документы банк принимает от казначейства. В свою очередь, Казначейство получает от банка:
- подтверждение расчетных документов к обработке;
- расчетные документы, поступившие при возврате средств;
- выписки по счетам.
Внимание!
Банкам законодательно запрещено предоставлять бюджетным организациям кредиты (ссылка). Так как расходы бюджетных организаций и получателей бюджетных средств осуществляются только в пределах бюджетных ассигнований и на цели, указанные в их сметах расходов.
Контроль за полнотой удовлетворения потребности бюджетной организации в денежных ресурсах и эффективностью их использования осуществляют соответствующие министерства, госкомитеты и ведомства на основе бюджетного нормирования с учетом бюджетной классификации. Это дает возможность определить сумму затрат на расчетную единицу плана работы и оценить обоснованность затрат по видам и направлениям (п. 82 положения о порядке составления, утверждения и регистрации смет расходов и штатных расписаний бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, рег. № 2634 от 15.12.2014).
Основные показатели финансового состояния учреждения – степень обеспеченности денежными средствами и соблюдение финансовой дисциплины. Поэтому при анализе финансового состояния бюджетной организации проверяют финансовые органы соответствие сумм финансирования сметным назначениям, фактических расходов – сметным назначениям и кассовым расходам (п. 86 положения о порядке составления, утверждения и регистрации смет расходов и штатных расписаний бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, рег. № 2634 от 15.12.2014).
Какие основные принципы организации финансов бюджетных организаций
Самый важный принцип организации финансов бюджетных организаций – контроль госорганов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств.
Кроме того, бюджетные организации должны:
1. Использовать выделенные из бюджета и самостоятельно заработанные средства по целевому назначению.
2. Разграничивать бюджетное финансирование и самостоятельно заработанные средства.
3. Соблюдать бюджетный иммунитет (ст. 111 БК).
Бюджетные организации и получатели бюджетных средств расходуют бюджетные средства в пределах бюджетных ассигнований и на цели, которые указаны в их сметах расходов.
Бюджетные организации, которые имеют источники доходов от предоставления платных услуг, обязательно составляют сметы доходов и расходов и штатное расписание (п. 2 положения о порядке составления, утверждения и регистрации смет расходов и штатных расписаний бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, рег. № 2634 от 15.12.2014).
В какой срок и каком порядке составлять и утверждать сметы расходов
Сметы расходов, сметы доходов и расходов, штатные расписания, а также сводные сметы расходов бюджетные организации составляют сроком на один финансовый год. Сезонные организации или организации, созданные в течение года – на период своего функционирования в данном финансовом году (п. 4 положения о порядке составления, утверждения и регистрации смет расходов и штатных расписаний бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, рег. № 2634 от 15.12.2014).
Сметы расходов составляют по месяцам и по группам расходов:
I. Заработная плата и приравненные к ней платежи (пособия семьям с детьми и материальная помощь малообеспеченным семьям, стипендии и др.);
II. Начисления на заработную плату;
III. Капитальные вложения (в соответствии с адресными списками, предусмотренными Государственной инвестиционной программой);
IV. Другие расходы(п. 2 Постановления Кабмина от 03.09.1999 №414).
Бюджетные организации и получатели бюджетных средств составляют сметы расходов в двух экземплярах. Бюджетные организации и получатели бюджетных средств, подведомственные распорядителю бюджетных средств, – в трех.
Внимание!
Финансовые органы и распорядители бюджетных средств вправе потребовать расчеты к сметам расходов бюджетных организаций и получателей бюджетных средств (ст. 102 БК).
Сметы расходов бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, сводных смет расходов распорядителя бюджетных средств утверждают до 10 марта текущего финансового года (ст. 103 БК).