✔ Из этой статьи вы узнаете:
▷ Для чего необходим внутренний аудит
▷ Кому поручить проведение внутреннего аудита
В Законе РУз №472 от 09.04.2018 «О государственных закупках» предусмотрена возможность проведения организациями внутреннего аудита государственных закупок.
Для чего необходим внутренний аудит государственных закупок
Проведение внутреннего аудита позволяет убедиться в правильности организации системы государственных закупок. Эта процедура позволяет выявить недочеты и определить меры, необходимые для их устранения. Внутренний аудит госзакупок проводится в двух направлениях, каждое из которых исследует отдельный бок вопросов, а именно:
- Соответствие внутренней нормативной базы госзакупок организации требованиям Закона. В этом блоке рассматривается, присутствуют ли все документы, необходимые для работы системы госзакупок.
- Содержание действующих документов по госзакупкам. Здесь проводится оценка документации на соответствие установленным требованиям.
На основании выполненных проверок составляется отчет. В нем фиксируют все случаи отсутствия необходимых документов или несоответствия документации требованиям Закона. На основании полученного отчета принимаются необходимые меры (разработка недостающей документации, исправление ошибок в имеющихся документах). Также в отчете по проведению внутреннего аудита оценивают фактическое исполнение требований Закона и указывают недостатки в работе.
Кому поручить проведение внутреннего аудита госзакупок
Проведение внутреннего аудита госзакупок осуществляется только собственными силами организации, без привлечения сторонних аудиторских компаний. При наличии в организации собственной аудиторской службы выполнение процедуры лучше всего поручить ее специалистам. В противном случае ответственными за проведение внутреннего аудита государственных закупок могут быть назначены сотрудники контрольно-ревизионного, планово-экономического или финансового отделов. При назначении важно убедиться, что проверяющие не связаны с работниками, которые занимаются осуществлением госзакупок.
Этапы внутреннего аудита госзакупок в Узбекистане
Каждая организация разрабатывает порядок проведения внутреннего аудита госзакупок самостоятельно. Общими для всех являются только этапы процедуры (подготовительный, основной и заключительный). О содержании каждого из них пойдет речь далее.
- Подготовительный этап
На этой стадии специалисты занимаются сбором информации, необходимой для последующей разработки программы аудита. Источниками для получения данных являются СИП (www.xarid.uz) и внутренняя документация организации. На основании собранной информации разрабатывается программа внутреннего аудита. Она представляет собой перечень вопросов, которые будут рассмотрены в процессе проведения процедуры.
- Основной
Этот этап предполагает выполнение ответственными сотрудниками пунктов программы. Аудит госзакупок в РУз проводится по таким критериям, как законность, необходимость, обоснованность, рациональность, экономичность, эффективность, своевременность, открытость, прозрачность, состязательность и объективность. Важными признаками выполнения критериев оценки при проведении аудита госзакупок являются:
- оперативность и гласность рассмотрения жалоб и споров;
- принятие своевременных мер по жалобам и спорам;
- обеспечение сохранности документов и отчетов по закупочным процедурам.
Читайте в системе «ACTION: Госзакупки»
▶ Зачем нужен внутренний аудит выполнения требований Закона
▶ Кому поручить проведение внутреннего аудита госзакупок
- Заключительный
Эта стадия внутреннего аудита госзакупок посвящена оценке результатов проверки. Здесь определяют
- достоверность и надежность полученной информации;
- значимость выявленных в процессе аудита нарушений;
- соответствие полученных данных предмету аудита и законодательным нормам.
По итогам внутреннего аудита закупок ответственные сотрудники готовят отчет. В этом документе специалисты обобщают результаты проверки, а также указывают предложения по устранению выявленных недостатков.