Goszakupka
Подписывайтесь на наши каналы:    
Как повысить конкуренцию в сфере госзакупок ACTION MCFR MEDIAGURUHI
ACTION MCFR MEDIAGURUHI
Узбекистан, г. Ташкент, ул. Ойбека 20 +998781500009

Как повысить конкуренцию в сфере госзакупок

10.03.2020 | 447 |

Председатель Антимонопольного комитета Нажмиддинхожа Шарипов на брифинге АИМК 6 марта рассказал о том, как улучшить систему госзакупок и о проблемах конкуренции в этой сфере.

Основные направления контроля госзакупок

Система госзакупок нуждается в дальнейшем реформировании и совершенствовании. Основные направления упорядочения и контроля процессов продажи и закупок осуществляются в двух направлениях – антимонопольное регулирование торгов и обеспечение полного доступа участников рынков к продукции монополий и высоколиквидным товарам.

В 2019 году около 70% закупок на сумму 40,8 трлн сумов бюджетные заказчики совершили по прямым договорам, без использования конкурентных способов. Среди корпоративных заказчиков доля неконкурентных видов закупок ещё выше – 96,8% (40,7 трлн сумов). Подобная практика способствует нерациональному расходованию средств государственного бюджета и препятствует конкуренции в сфере госзакупок.

Основная причина такого положения дел – привилегированное положение 22 организаций стратегического значения, для которых действует особый порядок госзакупок. Эти предприятия при проведении закупок не обеспечивают конкуренцию, прозрачность и открытость в достаточной степени.

За 9 месяцев 2019 года корпоративные заказчики стратегического значения разместили на СИП конкурсные объявления на сумму 12,8 трлн сумов, из которых закупки были проведены лишь на сумму 525,6 млрд сумов.

Что может ограничить конкуренцию при проведении тендерных торгов

При изучении специалистами Антимонопольного комитета более 5000 процессов госзакупок, в 1107 из них были выявлены нарушения законодательства. В частности, 566 из 2293 конкурсных торгов (24,68%) Министерства народного образования и 541 из 3 195 конкурсных торгов (6,93%) Министерства дошкольного образования, проводились с нарушениями.

Развитию конкуренции также мешает монопольное положение оператора СИП – Республиканской торгово-сырьевой биржи. Появление новых операторов госзакупок и возникновение прямой конкуренции между ними будет способствовать улучшению условий для участников закупочных процедур и повышению уровня контроля за закупками.

Остаётся низким и уровень знаний представителей поставщиков, ответственных за госзакупки, что не позволяет им в полной мере воспользоваться возможностями электронной системы госзакупок. По состоянию на 1 октября 2019 года лишь 7,5 тысяч из 91 тысячи поставщиков (8,3%), зарегистрированных на СИП, приняли участие в электронных торгах.

Какие шаги предпринимаются, чтобы обеспечить полный доступ участников рынков к продукции монополий и высоколиквидным товарам

По итогам 2019 года объем продукции монополий и высоколиквидных товаров составляют 84% (31,5 трлн сумов) от общего объёма оборота товарно-сырьевых бирж (37,6 трлн сумов).

Постановлением Президента № ПП–4484 «О мерах по повышению эффективности деятельности товарно-сырьевых бирж и дальнейшему совершенствованию механизмов биржевой торговли» от 8 октября 2019 года, перечень товаров, реализуемых предприятиями – монополистами и организациями с государственным участием на внутреннем рынке исключительно через биржевые торги, был расширен с 27 до 38. При этом обеспечивается равный доступ к биржевым торгам для всех категорий покупателей.

С января 2020 года на биржевых торгах началась реализация технических масел, комбикорма, хозяйственного мыла, нефтяного растворителя, нефтяного парафина и медного купороса, а с марта 2020 года к этому списку добавились драгоценные металлы и автомобильный бензин марки АИ-91.


Новости по теме

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Дилором
Спасибо за статью, помогла решить рабочие вопросы.
Справочная система по государственным закупкам

Наши каналы

  
Рубрики