✔ Из этой статьи вы узнаете:
▷ Что такое метод сопоставимых рыночных цен
▷ Как рассчитать стартовую цену этим методомЧто такое метод сопоставимых рыночных цен
При применении метода сопоставимых рыночных цен стартовую цену товара (услуги, работы) устанавливают на основании информации о текущих рыночных ценах идентичных товаров (услуг, работ). Если идентичная продукция на рынке отсутствует, то можно использовать цены однородных товаров.
Здесь стоит определить, какие товары относят к идентичным, а какие – к однородным. У идентичных товаров совпадают основные характеристики, но они могут иметь незначительные внешние различия. Однородные товары имеют схожие характеристики и могут быть взаимозаменяемыми. Идентичность и однородность услуг и работ определяют таким же образом.
Пример. Описание идентичных и однородных товаров.
Товар |
Идентичный товар |
Однородный товар |
Карандаш чернографитный простой твёрдо-мягкий в деревянном корпусе оранжевого цвета |
Карандаш чернографитный простой твёрдо-мягкий в деревянном корпусе чёрного цвета |
Карандаш чернографитный простой твёрдый в деревянном корпусе чёрного цвета |
Стол офисный деревянный, облицованный плёнкой, с толщиной столешницы 15 мм |
Стол офисный деревянный, покрытый лаком, с толщиной столешницы 15 мм |
Стол офисный деревянный, облицованный плёнкой, с толщиной столешницы 12 мм |
Как рассчитывается стартовая цена методом сопоставимых рыночных цен
В первую очередь, при расчёте стартовой цены методом сопоставимых рыночных цен, нужно получить информацию о стоимости предмета закупки. Для этого можно воспользоваться открытыми источниками:
- информация о ценах из реестра договоров на СИП;
- цены, указанные на официальных сайтах производителей;
- прайс-листы интернет-магазинов.
Заказчик также вправе сделать запрос коммерческих предложений у поставщиков. Их тоже можно использовать в качестве информации для расчёта стартовой цены.
Как отмечалось выше, при расчёте допускается использовать информацию о ценах на идентичные и однородные товары.
При использовании метода сопоставимых рыночных цен определяют среднюю арифметическую стоимость товара (Х) на основе исследования рынка:
X = (X1 + X2 + … + Xn) / n,
где n – количество рассматриваемых коммерческих предложений (цен товара из открытых данных).
В процессе расчёта также потребуется определить коэффициент вариаций (K):
K = Д / X * 100%,
где Д – среднее квадратичное отклонение.
Среднее квадратичное отклонение вычисляют с помощью следующей формулы:
где i – порядковый номер каждого коммерческого предложения.
Приведём пример расчёта стартовой цены методом сопоставимых рыночных цен. Организация закупает офисные кресла. При исследовании рынка были найдены 4 поставщика, реализующие идентичные товары по следующим ценам:
- Поставщик 1 – 420 000 сумов;
- Поставщик 2 – 437 000 сумов
- Поставщик 3 – 448 000 сумов;
- Поставщик 4 – 450 000 сумов.
Средняя стоимость составит:
X = (420 000 + 437 000 + 448 000 + 450 000) / 4 = 438 750 сумов.
Теперь вычислим среднее квадратичное отклонение. Для начала найдём сумму квадратов разности рыночной и средней стоимости товаров:
(420 000 - 438 750)2 + (437 000 - 438 750)2 + (448 000 - 438 750)2 + (450 000 - 438 750)2 = 566 750 000.
Полученное число делим на n – количество рассматриваемых предложений. В данном примере n=4:
566 750 000 / 4 = 141 687 500.
Извлекаем квадратный корень и получаем 11 903.
Остаётся определить коэффициент вариаций:
K = 11 903 / 438 750 * 100% = 2,71%.
Так как коэффициент вариаций незначителен (2,71%), полученную среднюю стоимость товара в 438 750 сумов можно использовать в качестве стартовой цены предмета закупки.
Читайте также
Какие есть методы определения стартовой цены закупки
Как рассчитать стартовую цену нормативным методом
С кем взаимодействовать отделу закупок для определения стартовой цены
Особенности метода сопоставимых рыночных цен
Использование метода сопоставимых рыночных цен позволяет заказчику:
- получить информацию о состоянии рынка перед закупкой;
- сравнить характеристики предмета закупки с однородными товарами;
- использовать различные источники информации для получения наиболее точной стартовой цены.
Статья 26 Закона РУз «О государственных закупках» обязывает заказчика устанавливать стартовую цену закупки, соответствующую рыночным ценам. Если в отношении какой-либо закупки законодательством не предусмотрено иного, стартовую цену определяют именно методом сопоставимых рыночных цен.