✔ Из этой статьи вы узнаете:
▷ 1. Что такое принцип открытости и прозрачности
Принцип открытости и прозрачности
Открытость и прозрачность госзакупок – информация, которая размещается на СИП, обеспечивающая свободный и бесплатный доступ соответствующим госорганам, субъектам госзакупок и общественности.
Для справки
Принцип открытости и прозрачности закреплен в статье 9 Закона от 22.04.2021 №ЗРУ-684 «О государственных закупках».
Как реализовать принцип открытости и прозрачности
Для того, чтобы реализовать принцип открытости и прозрачности госзакупок, при работе с информацией о закупке:
- сформируйте полную и достоверную информацию о госзакупке;
- опубликуйте информацию с СИП, СМИ, на своем сайте, сайте вышестоящей организации и на других ресурсах;
- обеспечьте полный, своевременный, свободный и безвозмездный доступ госорганов, субъектов госзакупок;
- составьте и обеспечьте сохранность документов и отчетов по закупочным процедурам.
Принцип обязаны соблюдать все субъекты госзакупок:
- участник закупочных процедур;
- исполнитель государственных закупок;
- закупочная комиссия;
- оператор СИП;
- эксперт.
Для справки
Принцип необходимо соблюдать на всех этапах процесса госзакупок (ч. 2 ст. 5 Закона о госзакупках).
Принцип распространяется на все документы и сведения:
- план-график;
- объявление о проведении закупочной процедуры;
- документацию по отбору наилучших предложений и тендерную документацию;
- договор по итогам закупочной процедуры и т.д.
ВНИМАНИЕ!
Информацию, содержащую государственный секрет в СИП, публиковать нельзя.
Когда применять принцип открытости и прозрачности
Принцип открытости и прозрачности применяется в следующих случаях:
Первый случай. Сформируйте документы и сведения о закупке. Информация должна быть полной и достоверной. Необходимо указать все сведения, которые предусмотрены законодательством. Например, в закупочной документации по отбору пропишите информацию, которая предусмотрена статьей 59 Закона о госзакупках.
Информации должно быть достаточно, чтобы участники закупочной процедуры поняли, что именно и в каком объеме закупаете.
Второй случай. Публикуйте информацию в СИП, СМИ, на своем сайте и сайте вышестоящей организации. Необходимо разместить всю информацию, которая предусмотрена Законом о госзакупках. Вывод следует из статьи 9 Закона.
Третий случай. Возьмите плату за бумажную закупочную документацию. Размер платы не должен превышать расходы на изготовление копии документации и доставку ее участнику. Заказчик вправе брать плату именно за расходы на копию и доставку документации, а не за сами документы, так как участники получают сведения бесплатно согласно принципу открытости.
Четвертый случай. Решайте спор с исполнителем по условиям договора. Заказчик открыто публикует сведения о закупке, и участник обязан ознакомиться с условиями документации и договора. Если при исполнении договора возникнут разногласия, укажите, что условия договора были известны исполнителю до того, как он решил участвовать в закупочной процедуре. Если участник не ознакомился со всеми положениями документации и договора или не оценил свои силы, заказчик не виноват.