Законопроект основан на передовой практике и международном опыте в области государственных закупок, включая основные положения типового закона Комиссии ООН по праву международной торговли (UNITSRAL), рекомендации ОИК, а также особенности процесса закупок, административные территориальное устройство, полномочия каждой из исследованных стран, а также сходство с Республикой Узбекистан.
В целях обеспечения открытости и прозрачности в сфере государственных закупок, улучшения процедур закупок за счет создания удобства и широких возможностей для участников в законопроект включены следующие ключевые нововведения:
- для расширения объема государственных закупок предусмотрено, что стратегически важные хозяйственные общества и предприятия, которые использовали специальный порядок, после принятия новой редакции будут осуществлять закупки в качестве корпоративных заказчиков;
- увеличение количества операторов СИП госзакупок для создания широкой конкурентной среды между ними и тем самым улучшения условий и качества услуг;
- для обеспечения краткосрочных госзакупок участники смогут направить свои предложения при закупке посредством электронного рынка – в течение одного рабочего дня (в действующей редакции – 48 часов), а разместить объявление о проведении закупки необходимо:
- при проведении аукциона и отбора наилучших предложений - не менее чем за 5 рабочих дней (не менее десяти дней в действующей редакции);
- при проведении тендера - не менее чем за 15 рабочих дней (в текущей редакции Закона объявление о проведении конкурса и тендера нужно разместить не менее чем за 30 дней до даты окончания приема предложений);
- в целях расширения возможностей государственных заказчиков по выбору типов процедур закупок были скорректированы критерии электронного рынка, аукциона и конкурса, а именно, для электронного рынка, аукциона и конкурса установлены единые суммовые критерии (до 6000 БРВ);
- для электронизации механизмов государственных закупок конкурс (отбор) и тендер будут проводиться в электронной форме в установленном порядке;
- для обеспечения открытости и прозрачности в сфере государственных закупок участники процедур закупок и исполнители государственных закупок обязаны раскрывать данные о своих учредителях и бенефициарах собственников.
Читайте также
Как составить и разместить объявление о проведении электронного конкурса на площадке xarid.uz
Как подавать конкурсное предложение для участия в электронном конкурсе на площадке xarid.uz
Важно отметить, что для установления ответственности за нарушение законодательства о государственных закупках, обеспечения соблюдения требований законодательства и договорных обязательств в Кодекс об административных правонарушениях будут введены соответствующие нормы.
Исходя из требования Закона «О государственном языке», будет установлено что информация о государственных закупках должна распространятся на государственном языке.
Согласно проекту, в целях устранения коррупции при государственных закупках, при установлении аффилированности представителя госзаказчика и участника, участник не может участвовать в процедуре по данному лоту.
Сегодня, к сожалению, большая часть государственных закупок осуществляется без использования информационных и коммуникационных систем, обеспечивающих их открытость и прозрачность.
Создание возможностей для электронных государственных закупок с помощью всех типов процедур закупок приведет к большей открытости и прозрачности в отрасли, развитию конкурентной среды, снижению человеческого фактора и предотвращению коррупции.