✔ Из этой статьи вы узнаете:
▷ 1. Что такое принцип профессионализма
▷ 2. Как реализовать принцип профессионализма
▷ 3. Случаи применения принципа
Принцип профессионализма
Заказчики, контрольные органы в сфере закупок работают на профессиональной основе. Их привлекают к закупкам и проверкам только в случае, если они квалифицированные специалисты, которые знают теорию и практику закупок. Заказчики и специализированные организации поддерживают и повышают квалификацию и профессиональное образование должностных лиц
Как реализовать принцип профессионализма
Для реализации принципа профессионализма, госзаказчик устанавливает к работникам своих подразделений требования:
- наличие профильного образования;
- регулярное повышение квалификации;
- поэтапная наработка практического опыта.
Госзаказчик обязан определить лицо, которое будет отвечать за организацию и проведение закупочных процедур.
ВНИМАНИЕ!
При наличии конфликта интересов лицо, ответственное за организацию и проведение закупочной процедуры, подлежит отстранению от выполняемых функций. ч. 4 ст. 6 Закона № ЗРУ-684 от 22.04.2021.
Принцип профессионализма госзаказчика сформулирован в статье 6 Закона «О государственных закупках» от 22.04.2021 №ЗРУ-684.
Для справки
В Постановлении Президента Республики Узбекистан от 05.09.2018 № ПП-3930 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области корпоративного, проектного управления» предусмотрена разработка Положения об обязательной сертификации специалистов в области государственных закупок бюджетных и корпоративных заказчиков.
Когда применять принцип профессионализма
Есть четыре случая, когда госзаказчик должен применить принцип профессионализма
Первый случай. При создании отдела закупа или назначения лица, ответственного за организацию и проведение закупочных процедур.
Согласно закону о госзакупках специальных требований к квалификации и компетенциям закупщиков не предъявляется. Для определения требований к квалификации и компетенциям закупщиков, необходимо разработать должностные инструкции для специалистов по закупкам и Положение об отделе закупок с учетом направления деятельности организации. Закупщик должен иметь достаточно квалификации и профессионального опыта, чтобы:
- составлять план-график закупок;
- согласовывать ТЗ;
- проводить маркетинговые исследования рынка;
- выбирать вид закупки;
- заниматься вопросами организации закупочного процесса;
- оформлять закупочные документы;
- готовить проекты договоров по закупкам;
- проводить мониторинг и готовить отчетность по результатам каждой закупки.
Второй случай. Когда формирует закупочную комиссию.
Для справки
Закупочная комиссия – коллегиальный орган при госзаказчике, принимающий решения о выборе победителя закупочных процедур. Госзаказчик ответственен за членов закупочной комиссии, а также формирует и расформировывает комиссию (ст. 20 Закона о госзакупках).
Требования, которые госзаказчик устанавливает к закупщикам, можно применить и к членам закупочной комиссии.
Функции членов указаны в статье 20 Закона о госзакупках, но основная ответственность закупочной комиссии – обеспечение соответствия процедур, определение исполнителя в соответствии требованиям законодательства, обоснованность и беспристрастность принимаемых решений. Члены закупочной комиссии должны хорошо знать законодательство о госзакупках и иметь практический опыт в закупках бюджетных и корпоративных заказчиков.
Третий случай. При привлечении экспертов и экспертных организаций для оценки документации, предложений участников или для приемки результатов исполнения договора госзакупки. Основания привлекать экспертов перечислены в статьях 20, 56, 67 Закона о госзакупках.
Четвертый случай. При привлечении специализированных организаций для оказания услуг по проведению госзакупок.
Для справки
Специализированная организация – юридическое лицо, которое отвечает требованиям ст. 21 Закона о госзакупках, имеет право оказывать услуги по организации проведения госзакупок товаров, работ, услуг по поручению государственного заказчика, на основании договора, на платной основе.
Требования к профессионализму специализированных организаций напрямую связаны с требованиями к таким организациям, которые указаны в ст. 21 Закона о госзакупках:
- быть юридическим лицом-резидентом РУЗ;
- не иметь в составе учредителей субъектов госзакупок;
- иметь в штате не менее одного работника, имеющего практический опыт по оказанию услуг;
- иметь в наличии программно-технические средства, обеспечивающие доступ к СИП.